Интернет-выставка "Великое сокровище AGION OROS" посвящена Святой Горе Афон - единственной в мире православной монашеской республике, находящейся в Греции на полуострове Афон.
На выставке представлено около 200 виртуальных экспонатов, представляющих духовный, культурный и исторический интерес. Это копии произведений византийского искусства IV-XIX в.в., старые фотографии, сделанные на Святой Горе Афон в XIX - XX веках, и новые фотографии, сделанные в начале XXI века русским паломником Андреем Непшей. А так же песнопения братий афонских монастырей Ватопед, Синонопетр и песня "Письмо на Афон" на стихи инока Всеволода (Филипьева).
Экспозиция выставки охватывает несколько сторон Святой Горы - это архитектура, природа, быт и святыни.
Фотографии строений, копии фресок помогут посетителю увидеть величие византийской архитектуры, созданной более 12 веков назад. Пейзажные фотоснимки приведут его в восторг от дивной красоты окружающей природы. Портреты монахов и паломников XIX - XXI веков передадут дух Афона и его быт.
Увидев копии уникальных исторических документов, например, первый Устав Афона, подписанный византийским императором в 972 году, фотографии великих святынь (Дары Волхов, Пояс Пресвятой Богородицы и т.д.) и копии чудотворных древних икон (IV- XII века), посетитель выставки поймет, что Святая Гора Афон действительно великое сокровище, как в духовном, так и в культурном и историческом плане.
С 10.04.08 по 15.07.08 выставка проходила не в виртуальном, а в реальном мире, в городе Сочи. А весной 2009 года - в Московской и Ярославской областях. Почитать, что писала о ней пресса можно здесь.
Ниже помещен фрагмент отзыва о выставке, оставленный в книге отзывов ученицей 1-го класса
Краткая история Святой Горы Афон
843 год |
Представители Афонских монастырей отправляются в Константинополь на празднование восстановления иконоnочитания. |
883 год |
Первая императорская льгота Афону от Василия I Македонского. |
908 год |
Афон становится независимым от общежитий, находящихся вне Афонского полуострова. Первое свидетельство о существовании "Прота", настоятеля и представителя монахов. |
941 год |
Первая известная царская финансовая помощь монахам Афона от Романа I Лакапина: одна золотая монета в год на каждого монаха. |
943 год |
Власти устанавливают границу между Иериссосом и монашеской общиной Афона. |
957 год |
Преподобный Афанасий отправляется на Афон и создает монастырь, который позднее станет Великой Лаврой, первым общежительным монастырем, благодаря трофеям Крита (961 год) и дарам императора Никифора Фоки. |
972 год |
Император Иоанн Цимиский и афонские монахи подписывают первый типик (устав) монашеской общины, знаменитый "Трагос", согласно которому на Горе официально вводится общежительная система наряду с существованием отшельнических келий. |
1045 год |
Император Константин VIII Мономах подписывает второй типик Афона, который впервые официально называется Святой Горой. Существуют три крупных общежительных монастыря - Великая Лавра, Иверский монастырь и Ватоnед. |
1142 год |
Уже создан монастырь, населенный русскими монахами. |
1198 год |
Монастырь Хилендар уступается сербам. В XIII веке монастырь Зограф будет заселен исключительно болгарами. |
1205 год |
Кратковременный захват Святой Горы латинянами, участниками IV Kpecтoвого похода. |
1307 год |
Каталонцы грабят и разрушают Афон. |
1312 год |
Андроник II Палеолог и Патриарх Нифон утверждают законодательно, что выбор Прота будет благословляться и Патриархом. В то же время среди видных святогорцев одерживает верх" исихазм", мистическое течение, стремящееся к контакту верующего с Божественным через молитву и явление Божественного света. |
1345 год |
Сербский краль Стефан Душан захватывает Серре и Святую Гору, которую и посетит всей семьей. |
1371 год |
Византийцы возвращаются в Восточную Македонию (и на Святую Гору) после поражения сербов у реки Марица. |
1374 год |
Трапезундским императором Алексием III Великим Комнином создается монастырь Дионисиат. |
1383 год |
Турки-османы захватывают Святую Гору, с которой ранее у них были контакты. Первая кратковременная турецкая оккупация. |
1403 год |
После поражения османов у Анкары Святая Гора возвращается по договору под власть Византии. |
1406 год |
Третий типик Святой Горы, изданный Мануилом II Палеологом. |
1424 год |
Делегация святогорцев заявляет о подчинении султану Мураду в Адрианополе. Начинается второе, многолетнее турецкое господство. |
1498 год |
Составление так называемого «Типика Мануила II Палеолога 1394г.» |
1541 год |
Создание Патриархом Иеремией I монастыря Ставроникита. |
1569 год |
Конфискация султаном Селимом II недвuжuмoго имущества на территории всех монастырей Османской империи. |
1593 год |
Последнее упоминание должности Прота как высшей административной власти афонцев. Великое собрание Кареи (столица Афона) утверждается как высшая власть по управлению общими святогорскими делами. |
1749 год |
Создание Афонского духовного училища. |
1754 год |
Появление духовного движения Колливадов. |
1783 год |
Издание Типика Патриарха Гавриила IV. |
1821 год |
Провозглашение в Карее Греческой революции. |
1860 год |
Попытка османского правительства вмешаться в режим самоуправления Святой Горы путем составления Устава салоникским правителем Хусни-пашой. |
1863 год |
Конфискация имущества афонских подворий в Румынии правительством Александра Кузы. |
1873 год |
Резкое ограничение доходов афонских подворий в Бессарабии и на Кавказе. |
1912 год |
Утверждение Патриархом Иоакимом III новых Общих Правил функцuoнuрования Святой Горы, составленных Святoгорцами в присутствии эксарха Патриарха. |
1912 год |
Освобождение Святой Горы греческим флотом. |
1913 год |
Резолюция святогорцев, в которой провозглашается самоуправление монастырской общины в рамках Греческого государства. |
1926 год |
Принятие нынешнего Устава Святой Горы. |
Путеводитель по Афону
Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Св. Горы возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря.
В языческой древности Афонскую гору знали как Аполониаду (по храму Аполлона), позднее на вершине горы стоял храм Зевса, который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон). Церковное предание повествует, что Божия Матерь, приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился.
Многие чудеса совершила там Божия Матерь, прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: “Cиe место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего”. Потом благословив народ, присовокупила: “Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом”.
С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима, преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Св. Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.
Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией, но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.
В VII веке завоевания Египта, Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило христиан-клириков и иноков этих стран покинуть эти земли. Многие из них, согласно постановлению VI Вселенского собора, определились в монастыри Византии, в том числе и на Афоне.
К IX веку царская грамота даровала инокам право преимущественно владеть Афоном. Численность их тогда увеличивается; появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское.
Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти (1204-1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства, а также насильственное насаждение церковной унии с Римом.
XIV столетие - время восстановительных работ разрушенных латинянами обителей. В этом помогают благочестивые императоры Андроник II и Андроник III Палеологи, много благотворит сербский царь Стефан Душан.
С 1453 года крушения Византии наступает период турецкого владычества, но Святая Гора сохранила за собой свободу Православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать. С того времени освободившаяся от татарского ига Россия материально помогает обителям Святой Горы.
В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжелый период с лишением всех имений монастырей; положение усугубляли последующие восстания в 1770 г. и в 1821 г. Только в 1830 году Греция провозгласилась независимой. Для Афона наступил мирный период.
Святая Гора находится под юрисдикцией Константинопольского патриарха, являясь частью Греческого государства, где государственный язык - греческий.
Карея - монашеский городок, как бы столица Святого Афона; это слово означает "орех", что подтверждается самой местностью, где много орешника. Карея находится в самой средине полуострова, на северо-восточном склоне Св. Горы. В Карее располагается Протат, где осуществляется верховное самоуправление и суд, в городе также находится губернатор. Афон является как бы монашеской республикой, причем, в каждом монастыре свой устав. Протат составляет Кинот и выборный из Кинота совет - Эпистасия. Кинот составляют антипросопы - доверенные лица, по одному из всех 20-ти монастырей Св. Горы. Имеющая распорядительную и исполнительную власть, владеющая делопроизводством Эпистасия выбирается ежегодно и поочередно из всех монастырей по одному представителю из каждых пяти монастырей (монастыри разделены на четыре пятерицы). Первое лицо из четырех эпистатов - прото-эпистат. Прото-эпистатом могут быть лица только из пяти главенствующих монастырей обыкновенно по очереди: Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар и Дионисиат. Карею составляют конаки (подворья) каждого афонского монастыря, почта, телеграф, таможенное и полицейское управление, магазины, медицинский пункт. Карейский Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы - древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, пострадал от пожара и был восстановлен в Х веке усердием императора Никифора Фоки. В XIII веке Собор пострадал от каталанцев и снова был восстановлен болгарскими царями; здесь сохранились фрески XIV века. На горнем месте алтаря - святыня Карей - чудотворная икона Божией Матери "Достойно есть". Хранится также чудотворная икона Спасителя. В Карей находится также чудотворная икона Божией Матери "Млекопитательница". Она хранится в древней келии св. Саввы Сербского "Типикарнице".
Продолжение путеводителя читайте на странице 20 афонских монастырей.